По сути дела, этот материал объясняет всё то, что происходит в российской семейной политике. Борьба трёх концепций отцовства определяет нынешнее состояние семейной политики.
Какая концепция побеждает, хотя бы временно – туда чаша весов принятых решений и склоняется. По роду своей деятельности я знаю некоторые вещи, которые не афишируются в СМИ. То есть о чём применительно к семье говорят в коридорах и кабинетах. Далеко не всё, конечно. И не всё я могу раскрывать. Но кое-чем я могу с вами поделиться.
В Российской политике и обществе существует три концепции отца.
Первая концепция. Феминистическая. Отец в семье – лишний элемент. Мужчина обязан оплодотворить женщину и платить алименты. Семья либо не создаётся вообще, либо быстро происходит развод по инициативе женщины. Формат семьи при такой концепции: мать-одиночка, разведённая женщина с ребёнком. Дети не знают своих отцов и чаще всего настроены против них. Вместо нерушимых, пожизненных супружеских отношений в обществе развит промискуитет. Эта концепция была модна в первые полтора десятилетия советской власти. Правда, широкого распространения она не получила из-за поворота политики к некоторому традиционализму. Второе рождение данная концепция получила в 1990-2010-е под воздействием западного влияния. В конце 2010-х и в 2020-е, с поворотом государства и общества в сторону традиционализма, теряет свои позиции. Хотя в правоприменительной практике это до сих пор так: разводные суда по-прежнему не оставляют отцам шанса. Семейное законодательство у нас до сих пор действует по канонам начала 20-х годов XX века. Кроме того, эту концепцию поддерживает огромное количество до сих пор действующих политиков, она очень распространена в научной и творческой среде. Данная концепция отцовства абсолютно вредоносна для общества. Она противопоставляет мужчину и женщину, создаёт конфликт между ними, культивирует разврат, дети воспитываются без отцов и в дальнейшем имеют массу психологических и даже психических проблем. Общество лишается мужского начала. Теряет способность к самозащите от внешних и внутренних угроз. Деторождение минимально, социум вымирает стремительными темпами.
Вторая концепция. Поздне-советская, матриархальная. Мужчина, отец – это помощник жены, мамы, которая является фактическим главой семьи. От принятия решений мужчина отодвинут, все решения в семье принимает жена, иногда в тандеме «жена и тёща». Муж отдаёт жене зарплату, в воспитании детей участвует формально, после и вместо мамы. Основная роль мужа – техническая: зарабатывает деньги, ремонтирует машину, чинит скамейки во дворе, водит сына в секцию по футболу или боксу. А потому считает главой семьи себя. Эта концепция уже не феминистическая, хотя и женоцентрическая, потому что главой семьи де-факто является женщина. Появилась в советский период после утраты большого количества мужчин в Первую мировую, гражданскую и Великую отечественную войну, когда женщины были вынуждены стать главами семей, и дети воспитывались уже без отцов, женщинами. Фигура отца стала как бы желательной, полезной, но не обязательной, не необходимой: мама справится и сама. Развод является обычным делом, чаще всего по инициативе женщины. Детей в семье обычно немного, один-два. То есть женщина рожает столько, сколько она сможет прокормить сама. Как итог – рождаемость низкая, общество вымирает. Эта концепция отцовства существовала десятки лет до самых 90-х, а потому ошибочно считается «традиционной». Является идеологией некоторых семейных и отцовских объединений России.
Третья концепция. Мужчина – глава семьи, учредитель и руководитель домохозяйства, главный воспитатель и учитель своих детей. Жена – его заместитель и первая помощница. Фактически исполнительный директор в компании. Слово жены в семье совещательное, слово мужчины – решающее. Это патриархальная концепция, по которой жили наши славные предки сотнями лет. А до них и одновременно с ними – десятки и сотни других народов. В настоящее время по ней живут исламские народы, анклавы староверов, а также немногочисленные семьи, которые смогли игнорировать феминистическую пропаганду. Поскольку фигура мужа, отца обязательна в этой концепции, то семьи, основанные на ней, крепкие, разводов мало. Эта концепция - самая результативная и конструктивная. Для неё характерна многодетность, расширение социума, заселение территорий, оставляемых вымирающими народами, отсутствие сирот и брошенных стариков, наличие в обществе мужского начала. Такой социум сильный, он способен обороняться от внешних и внутренних угроз.
Сейчас самая популярная в обществе концепция – вторая. Когда говорят о «традиционной семье», чаще всего подразумевают именно эту концепцию. Хотя если мы хотим повышения рождаемости, усиление нашего народа, мы обязаны переходить к третьей. Без неё любые лозунги о демографии не будут иметь никакого практического смысла.