Сейчас любой человек может прочитать несколько популярных книг, завести сайт, паблик в соц.сети, поставить перед собой камеру и назвать себя гуру психологии. «Просвещают» в области межличностных отношений все, кому не лень. Зачастую не имея не то что профильного образования, но даже обыкновенной эрудиции. Вплоть до откровенных шарлатанов и гопников, желающих срубить лёгкую деньгу на доверчивых людях, не понимающих, что их обманывают. 

Нахватался верхов, наделал несколько даже не вторичных, а третичных видео и статеек на блоге – и всё, можно вести психологические консультации, "просвещать", давать советы, вести тренинги, продавать различные курсы. Ты спец.

Между тем реальный путь к профессионализму очень долгий и трудный. Даже просто диплома психолога тут не то что мало, а ничтожно мало. Те двадцатидвухлетние ребята и девчата, что выходят «дипломированными специалистами» из психологических факультетов, психологами не являются. Обладателями диплома – да. Но не психологами. Может быть, станут психологами лет через десять. А может, никогда.

Я глубоко убеждён, что 90% моих знаний о человеке и его психике мне дало обучение на лечебном факультете медицинского университета. Сейчас, имея также опыт учёбы в двух гуманитарных ВУЗах, я совершенно определённо могу сказать, что учёба в меде и в гуманитарном вузе (даже относительно престижном, государственном, не в шараге) различаются примерно так же, как тренировка спецназовца отличается от физкультурной группы «здоровье». Если ты хорошо учился, реально учился в мед.вузе, то на психологическом факультете ты будешь круглым отличником, даже ничего особо не уча. А если будешь что-то читать, то вообще станешь ходячим идолом, фрейдороджерсом психфака.

Хотя на самом деле нужно не "что-то читать", а получать систематические знания.

На первом курсе у нас был предмет «Общая психология», где мы получали беглый обзор психологических направлений. Преподавалось в виде довольно простых и содержательных лекций. Именно оттуда у меня есть представление об основных направлениях психологии, их представителях и чем там вообще занимались.

Пожалуй, самый главный в моей нынешней деятельности предмет был у нас на втором курсе, и мы по нему сдавали гос.экзамен. Это нормальная физиология человека. В ней был ультраважный раздел – физиология нервной деятельности, которую у нас преподавал не кто-нибудь, а проф. А.Ф. Белов ближайший ученик академика П.К. Анохина – того самого, который внедрил в медицину науку об управлении информацией (кибернетику) и на её основе создал учение о функциональных системах. За эти шалости с запрещённой в те времена наукой он был сослан в Рязань, чем очень помог лично мне. И вам тоже, через меня. К сожалению, физиологию высшей нервной деятельности не изучают или очень слабо изучают на «обычных» психологических факультетах, и потому психологи, по сути, не знают, как функционирует психика. А врачи как раз знают отлично, потому что нормальная физиология – одна из самых трудных и самых главных дисциплин за все 6 курсов. Преподаватели выдрючивают (иначе не назовёшь) студентов так, что от зубов отскакивает.

Без знания физиологии высшей нервной деятельности ты в психологии нуль. Отсутствие всего. Пустое место. Но если знаешь – ты мастер.

А ещё в курсе физиологии были такие интересные и полезные штуки, как теория стресса Селье, раздел о формировании и реализации половой мотивации и т.п.

Следующая дисциплина – биохимия. По сути дела, это все эти ваши норадреналины, дофамины и тестостероны. И ещё куча всего. Синтез, взаимодействия, эффекты. Всё, что происходит в мозгах, на химическом уровне. Тоже гос.экзамен, тоже один из сложнейших предметов.

Далее – патофизиология. Это наука о том, как протекают патологические процессы. В том числе и в мозгах. Мой самый любимый предмет за весь курс обучений.

Далее – фармакология. Вообще это наука о лекарствах, их действии на организм. Но лично мне он помог знанием механизма действия и эффектов во-первых, гормонов (это всё от тестостерона и эстрогена до инсулина и кортизола), во-вторых, медиаторов нервной системы (дофамин, норадреналин, серотонин, ацетилхолин и т.п.), в третьей, психотропных препаратов (от алкоголя до нейролептиков). Фармакология считается самым сложным предметом в мед.вузе.

Ещё были такие предметы как педагогика и психологические тренинги. Неплохо для общепсихологического развития.

Педиатрия. В ней был огромный раздел о нормальном и патологическом развитии ребёнка. Возрастная периодизация и что должно происходить. В том числе и относительно психики, поведения. От рождения до подросткового периода включительно. Тоже гос.экзамен.

Клиническая психология, которая у нас преподавалась на кафедре психиатрии. Хороший предмет, на котором мы в основном изучали внутреннюю картину болезни и психосоматические расстройства. Полезная штука. Особенно хорошо, что преподавали её не гуманитарные психологи, а психиатры.

Нервные болезни и нейрохирургия. Та специальность, которую я избрал в качестве профессии. Здесь пока касаюсь её только в плане студенческого обучения. Вообще это наука о мозгах. Очень детальная, подробная, и норма, и патология, и всё-всё-всё. Троение, функционирование, что за что отвечает и т.п. В патологии – от деменции и депрессии до инсульта и рассеянного склероза. Хирургический раздел – соответственно о хирургической мозговой патологии. Травма, опухоли и т.п. На 3 курсе я как пришёл на эту кафедру, так на ней и остался. Вначале в качестве студента-кружковца, ведущего научную работу, а затем в качестве преподавателя.

Психиатрия на пятом курсе. Это вообще громадный пласт очень нужной информации. Крайне нужной любому психологу. В курсе психиатрии рассматривается как нормальное функционирование психики, так и патология. К сожалению, ни на бакалавриате по психологии, ни в магистратуре нет курса психоневрологии. Я каждый раз при случае говорю кафедралам-психологам, что такой предмет жизненно необходим, особенно в магистратуре. Надеюсь, меня послушают и введут такую дисциплину.

Эндокринология. Расстройства гормональной системы здорово влияют на психику, поведение человека. Пятый курс, предмет сложный, изучаем в рамках внутренних болезней. 

Всё это - не считая чёртовой кучи других предметов (около сотни), которые уплотняют и упорядочивают знания о человеке. От анатомии, гистологии и медицинской физики до хирургии, внутренних болезней и акушерства-гинекологии.

Когда я после 6 курса поступил в аспирантуру, у нас сразу же начался полугодовой цикл педагогики и психологии высшей школы. Каждый день с 9.00 до 13.00 мы изучали психологию и педагогику. С сентября по декабрь.

Параллельно я развивался в области нервных болезней и нейрохирургии. Диссертации, вначале кандидатская, затем докторская. Множество научных трудов. Монографии, патенты. К психологии это относится косвенно, но относится. Во-первых, это знания о мозге и его функционировании, во-вторых, освоение научного подхода к любой проблеме. Методология, все дела.

Немалым подспорьем в моём становлении психолога стало то, что я в течение полутора лет (примерно) был в составе учебно-методической комиссии вуза по обучению на факультете клинической психологии. Пришлось очень быстро и основательно освежать и развивать знания по психофизиологии, нейропсихологии и другим «нейро-дисциплинам», которые изучаются на клин.псих.факе. Чтобы нормально разрабатывать и перерабатывать УМК (учебно-методические комплексы), нужно как минимум неплохо знать все эти предметы. Иначе будешь «плавать». А это стыдно и непрофессионально. И студентам навредишь.

Примерно в то же время пришлось преподавать нейропсихологию на клин.псих.факе. О лечебном факультете я не говорю, это был мой основной факультет в плане преподавания нервных болезней, нейрохирургии и медицинской генетики. По нейропсихологии мы с нашим заведующим кафедрой проф. А.С. Стариковым написали учебник «Нейропсихология», но издать не удалось из-за отсутствия средств в науке.

Ориентировочно с 2005 года, т.е. во время обучения в аспирантуре, я вплотную занялся рассмотрением межполовых взаимоотношений. Впрочем, как раз об этой стороне дела знают, пожалуй, все мои читатели и зрители. Как мы с Туревским написали первую нашу книжку в 2007 и издали её в начале 2008. И продолжение всей этой истории. Межполовые взаимоотношения я исследую почти 14 лет.

Потом обучение психологии, вернее, систематизация уже психологических знаний и получение дипломов. Во множественном числе, т.к., имея один диплом психолога, я сейчас получаю степень магистра психологии. Не скажу, что обрёл какие-то сверхновые знания. Но, как уже написал, упорядочил старые и освоил психологическую терминологию, методологию, принципы и приёмы консультирования, психокоррекции и т.п. Взялся за научную работу, о которой пока не информирую. Сделаю это тогда, когда будут конкретные и внятные результаты, а не что-то промежуточное.

Вот такой длинный путь. Кое-что я упоминал в статье «Как я стал психологом», рассматривая этот же вопрос с несколько иного ракурса. Теперь, по прошествии года, взглянул на это несколько по-новому.

Сколько книг я прочитал, чтобы стать тем, кем я стал, в психологии? С учётом тех, что за время обучения в меде – штук 300-400. Это только что касается научных и учебников. Ещё множество книг публицистики, популярной психологии. Ещё книги по социологии, лингвистике, истории, антропологии, палеонтологии и так далее.

И то в психологии (именно в психологии) я не считаю себя корифеем. Да, профессионализм и дипломы у меня есть, особенно благодаря медицинскому образованию. Богатый жизненный опыт. Но до уровня некоего столпа, ориентира, корифея мне в профессиональном плане ещё очень далеко. Я же не пацанчик с клавиатурой или камерой, вот они – да, гуру.

А я пока нет.
 


Комментарии

-19  Александр Викторович 19.01.2019 00:07
"Камень в огород" некоего Nick B. Я считаю, абсолютно заслуженный. Сравнивая Александра Николаевича и этого блогера, могу сказать в плане профессионализма - небо и земля. Кроме того, только прочитав книги Бирюкова, сложилась общая окончательная "картина мира". За что ему отдельное спасибо!
+3  Александр Бирюков 22.01.2019 13:43
Мне некогда и нет желания кидаться камнями. Я дело делаю, и пустопорожнее кидание тут мало поможет.
А статья не о каком-то отдельном шарлатане, а о явлениях профессионализма и непрофессионализма как таковых.

Недостаточно прав для комментирования

Вход на сайт

ВКонтакте