Вторая часть второй главы книги "Мужчина — душа нараспашку!"
Начало этой главы здесь
Начало книги здесь
2. Да, это была вторая характеристика, которую в меня вложили родители. Вообще, применительно к этому пункту, они формировали во мне одновременно три черты характера, тесно связанные между собой. Целеустремлённость, самодисциплина и честолюбие.
Первое – это как раз целеустремлённость. Иметь цель и настойчиво её добиваться. Целью мог быть любой положительный, практически ценный и созидательный результат. Например, подтянуть какой-нибудь школьный предмет с четвёрки до пятёрки. Или накопить определённую сумму на нужную мне вещь. Такие малые цели были достаточными для ребёнка, но в то же время, они были и не так-то просто достижимы. Приходилось учиться расставлять приоритеты, выкраивать время и силы для приоритетного направления, ограничивая себя в чём-то другом. Распределять большую цель на этапы и шаг за шагом двигаться от одного этапа к другому. Сейчас это называется менеджментом: тайм-менеджментом, управлением ресурсами и т.д. Говоря проще (или, может, чуть сложнее), родители стимулировали возникновение в моем разуме определённой доминанты, которая полностью или частично подчиняла себе или, по крайней мере, регулировала остальные мотивации, запросы, желания, влечения. Это если говорить о вещах с точки зрения физиологии.
Целеустремлённость и настойчивость переплетались с самодисциплиной. С пелёнок мне внушалось, что все мои косяки и проколы отразятся на мне, и разгребать я буду их сам. Облажался – сам себя наказал. Мамочка не будет вечно прибегать и закрывать меня собой, решать все мои проблемы и исправлять ошибки. Поэтому лучше мне с дошкольного детства усвоить, что, во-первых, за все ошибки несу ответственность я и исправлять их буду тоже я, а не кто-то другой. Во-вторых, успехи тоже будут только в том случае, если я подниму свой зад и что-то буду делать. Причём желательно хорошо делать. Иначе смотри пункт «во-первых». Меня могли в случае ошибки успокоить, пожалеть, но ни в коем случае не бежать всё исправлять. Поэтому понятие «нужно», «дело» я понял очень рано.
Честолюбие – это своего рода справедливость для деятельных и результативных людей. Есть эгоисты, которые хотят получать многое, ничего не делая, не прилагая к этому усилия. Образно говоря, это лейтенант, который считает ниже своего достоинства командовать взводом, а требует не меньше чем полк. Есть альтруисты, которые готовы много трудиться, даже не получая ничего за свои труды. Это полковник, который соглашается мыть полы в казарме, так как больше никто не хочет, а ему не трудно. Есть пофигисты, которые не хотят никаких наград и поощрений, только бы не пришлось что-либо делать сверх положенного. Это рядовой, который «подальше от начальства, поближе к кухне». А есть честолюбивые, амбициозные люди, которые готовы лезть из кожи вон, давать поразительные результаты, но при этом и награду, возмещение, приз хотят соответствующий. То есть высокий. Это генерал, который отказывается командовать подразделением меньше дивизии.
Часто слово «амбициозность» употребляют как синоним конфликтности, скандальности. «Полез в амбиции», например. А "честолюбие" как синоним высокомерия и хвастливости. Это неверно. Амбициозность и честолюбие – это черты высокорангового человека. Амбициозными были все выдающиеся люди. Александр Македонский, Цезарь, Наполеон, Суворов, Павлов, Лев Толстой, Некрасов, Курчатов и многие другие – все были очень амбициозны. Они прекрасно осознавали свои выдающиеся таланты и знали себе цену. Есть ванильная фраза: «Претендуешь – соответствуй». У амбициозности и честолюбия девиз прямо противоположный: «Соответствуешь? Претендуй». То если ты соответствуешь высокому уровню, то и претендовать можешь также на высоком уровне. И в зарплате, и в отношении к тебе, и в различных наградах и поощрениях, и в карьерном продвижении, и во всём остальном.
Так вот родители ещё в дошкольном возрасте намертво вбили следующее. Некую программу, паттерн поведения. 1. Ты определяешь себе сферу деятельности. 2. Ты совершенствуешься в этой сфере, развиваешься, учишься, оттачиваешь мастерство. 3. Ты достигаешь в этой сфере высоких результатов. 4. Ты получаешь право на столь же высокое вознаграждение.
Целеустремлённость и честолюбие отлично легли на мой ранговый инстинкт, а самодисциплина снижала примативность. Поэтому уже в первом классе я старался хорошо учиться, причём не потому, что «мама будет ругаться». А потому, что если я буду учиться лучше всех, то я стану победителем, чемпионом (этого требовал ранговый инстинкт). А если буду лениться и спущу учёбу, то стану дураком, лохом, неудачником.
Очень часто слышу, что родители (бабушки) сажают своих чад делать уроки и сидят рядом, контролируют, чтобы они не сбежали и всё сделали. А потом проверяют, всё ли так, не смухлевал ли где? Слыша такое, я могу только крутить пальцем у виска. Хочется пнуть хорошенько этих родителей. Потому что они положили большой строительный болт на воспитание своего ребёнка.
Поясняю. Неумение человеком выбрать цель имеет единственную причину – отсутствие интереса к миру и процессам, в нём происходящим. А этот интерес проистекает из любознательности.
Переношу на воспитание ребёнка. Родители не заложили в него интереса к миру. Это привело к тому, что у человека отсутствуют полезные увлечения, сферы искреннего деятельного интереса. А это в свою очередь ведёт к отсутствию цели в жизни.
Если нет цели, то нет и целеустремлённости. Если нет целеустремлённости, то человеку нечего и незачем достигать. У него нет мотивации, которая заставила бы его делать что-то созидательное. Полезное хотя бы для самого себя. Фактически человек деградирует до уровня животного, заботящегося только о своих физиологических потребностях и развлечениях. И это заметно уже тогда, когда ребёнок не способен сам найти себе полезное занятие и с помощью самодисциплины заставить себя трудиться в выбранной области. Не из-под палки родителей, а самостоятельно.
Поэтому те родители, которые стерегут своих детей за уроками, завалили важный этап воспитания. Они не вложили в ребёнка тех качеств, о которых я писал выше. И ребёнок, повинуясь инстинктам, старается избежать скучной учёбы (дела) и найти себе развлечения (безделье). Чаще всего такое бывает в тех случаях, когда родители не занимались с ребёнком, не развивали его непрерывно, а посадили его перед видаком с мультиками, чтобы заниматься чем угодно, только не ребёнком. Или сбагрили его бабушкам, в продлёнку, в пятидневку.
Почему я привёл в пример учёбу? Да потому что изучение мира есть главная мужская функция, для которой его подготовила и снабдила всем необходимым природа. Если человек избегает изучать науки, то он ничем не лучше обезьяны или овцы. Понятно, что решать задачки, выводить формулы, учить правила русского языка – занятие скучное, особенно в том виде, как это обставлено в современной школе. Несомненно, поиграть в компьютерную игрушку или поболтать в аське гораздо интереснее. Но трудоёмкость – это главная черта любых созидательных целей, и ребёнок должен бы это усвоить хотя бы на базовом уровне. Мне тоже было скучно решать какие-то примеры и писать упражнения из учебника. Тоже хотелось пойти во двор, гонять мяч с ребятнёй. Но я понимал, что эти задания и уроки – база для всех человеческих знаний и сложных навыков, начиная с экономики и математики и заканчивая управлением заводом или конструированием роботов. Я отдавал себе отчёт, что если я не буду решать эти задачки, то стану тупым неучем и никогда не смогу оперировать или синтезировать ракетное топливо. То есть моё место будет на задворках общества, против чего восставал ранговый инстинкт.
Вообще говоря, хорошо развитый ранговый инстинкт при непременном достаточном ранговом потенциале отлично делает человека и дисциплинированным, и целеустремлённым, и трудолюбивым. Потому что быть в хвосте для него ниже собственного достоинства, а чтобы стать впереди, нужно здорово попотеть. Почему я акцентировал внимание на ранговом потенциале? Потому что без него, только на одном желании быть впереди, разовьются не дисциплина и целеустремлённость, а только зависть и злоба по отношению в более успешным. У человека есть сильное желание быть лидером, но нет на это способностей.
Таки образом, при хорошо привитых целеустремлённости, честолюбии и самодисциплины ребёнок сам, без лишних напоминаний будет делать уроки, ходить в школу, выбирать себе созидательные занятия и совершенствоваться в них. На этом всё, переходим к следующему.
2. Ещё два важных качества, заложенные родителями, касаются вещей и денег. Первое – умение довольствоваться необходимым и отсеивать то, что не нужно для какой-то определённой задачи. Что это значит? Это означает прививку против потребления во всех его ипостасях. Статусное потребление, шопинг, потреблудство, спонтанные покупки, гонка за последними моделями и всё прочее подобное. Перед каждой покупкой необходимо определиться, какую задачу, какую функцию будет выполнять эта вещь. Варианты «просто так», «для разнообразия», «чтобы не хуже, чем у всех», «потому что это круто» не подходят. Должно быть чёткое понимание, зачем нужна эта вещь. И действительно ли она нужна, или её необходимость мнимая.
Сюда же относится выбор вещей с точки зрения функциональности. Если мне достаточно функций дешёвой модели телефона, я не стану покупать дорогую. Если мне удобно ездить на метро, я не стану покупать себе автомобиль. Если мне удобно потерпеть с обедом до дома и поесть нормальной еды, я не стану покупать фаст-фуд. И так во всём. Если в чём-то мне потребуется больший функционал, и это будет реальная необходимость для дела, то тогда я рассмотрю возможность покупки новой вещи.
То же самое касается статусного потребления. Насчёт автомобиля, сотового я уже написал. Такие же правила действуют для всех вещей, которые считаются показателем статуса. Если вещь покупается только для поднятия визуального ранга и больше ни для чего мне не нужна, то я откажусь от такой покупки. Скажем, есть две рубашки, сшитые из одного материала и по примерно одному лекалу. Но одно от кутюр и в три раза дороже другой. Я однозначно выберу ту, которая не от кутюр. Как я уже писал, мне нужна функциональность, а не фамилия автора на бирке. А при одинаковых качестве и функциональности – та, которая дешевле. Мои ресурсы не безграничны, и тратить их на пустые понты я не собираюсь.
А куда тогда их тратить? Это направление воспитания было тоже «обработано» родителями. Все не потраченные на нужные вещи деньги надо тратить с пользой. То есть инвестировать их. Будет ли это вложение в собственное образование, покупка акций, организация собственного бизнеса или вклад в банке – неважно. Главное, чтобы эти деньги тоже приносили пользу.
4. Ответственность. Штука очень хорошая. Воспитывали во мне её примерно так. Мне поручались задачи – вначале простые, потом посложнее – которые я должен выполнить в каком-то определённом виде. Если не выполню или выполню не так, то переделываю до тех пор, пока не получится так. Я понимал, что за меня никто это делать не станет.
А ещё родители никогда не искали отмазы для меня и не вешали вину на других, как это очень часто бывает в семьях, где чадо – кумир всего дома.
Как это происходит? Да очень просто. Когда ребёнок облажается, родители сами находят сто виноватых, причём сам ребёнок всегда прав. Нарывался в школе и был избит? Виноваты одноклассники-хулиганы! Как они смели бить моего сыночка?! Они должны были снести все оскорбления! Учительница поставила двойку? Она его ненавидит и потому гнобит! Мой детёночек – гений, и ему должны ставить только пятёрки! Начал курить – виноваты друзья, втравили в дурное! Начал пить – опять друзья споили. Попался на криминале – чадунюшку втянули! Исключили из института – зажимают бедного! Уволили с работы – то же самое! Поругался с другом – друг мерзавец, обязан был угодить дитятке. Так эта дитятка и растёт, искренне веря в то, что он в принципе никогда не может ни в чём быть виноватым. Если что-то происходит не так, как хотелось бы, то виноваты исключительно окружающие. В принципе, ему даже и оправдываться перед родителями не надо: они сами придумают объяснения и найдут «виноватых».
А если он облажается, то тут же прибегут родители и всё исправят.
В итоге ребёнок растёт абсолютно безответственным, подлым. Он считает, что все ему должны.
Меня же приучили за все свои действия отвечать самому и исправлять самому все свои ошибки. Если ситуация не угрожала моей жизни, здоровью, то они просто не вмешивались. Все клубки мне приходилось разруливать самостоятельно, начиная с отношений со сверстниками и заканчивая учебными проблемами. Я понимал, что у меня есть ряд обязанностей, которые я должен выполнить так хорошо, как только это возможно.
Правда, ответственность мне прививали с приставкой «гипер», о чём мы поговорим несколько позже.
5. Культура. Это правила поведения, правильность речи. Сюда же относится умение держать себя в руках, не проявлять бурных эмоций, то есть сниженная примативность.
Папа особо не придавал этому значения, зато мама уделяла культуре очень много внимания. По её мнению, её сын должен был быть рафинированным интеллигентом с великосветскими манерами. Причём вести себя так во всех обстоятельствах. Правда, и культурная «прививка» проводилась с приставкой «гипер», о чём позже.
6. Чувство стиля в одежде, внешнем виде вообще. Художественный, музыкальный и кулинарный вкус. Умение разбираться в живописи, музыке, литературе. Вписывается в то усиленное умственное моё развитие, которым занималась мама.
7. Трудолюбие. Не могу сказать, что ко мне применимо понятие «любовь к труду». Как и все нормальные люди, я бы с большим удовольствием отдыхал, нежели работал. Но меня как раз с детства приучали к тому, что серьёзные результаты можно получить только с помощью серьёзного труда над собой, над делами. Просто лёжа и ожидая доброго дядю, попутного ветра или святого знамения, ты не получишь ни грамма. Только деградируешь и упустишь время. Поэтому если ты чего-то хочешь, то будь готов приложить к этому много усилий. Халявы не бывает. Я, разумеется, хотел и прикладывал. Так я приучался к тому, что много трудиться (над тем, что нужно мне самому) – это норма.
8. Общительность. Высокое общее развитие, эрудированность, развитая речь делали так, что мне не составляло труда общаться с другими детьми. Наоборот, я мог поддержать практически любую тему и часто как раз я выступал в качестве заводилы и рассказчика во дворе. Однако общительность вступала в противоречие с несколькими другими вещами, о которых мы поговорим ниже, в «негативном разделе».
Вот все (или почти все) положительные черты, которые в меня вложили родители. Я не стал тут указывать стандартные качества, такие как доброта, отзывчивость, честность, отсутствие жадности, подлости и прочее подобное. Это пытаются заложить абсолютно все родители и у большинства не получается. В моём случае это удалось частично. Где-то лучше (отсутствие подлости), где-то хуже (отзывчивость). В среднем как в популяции.
Продолжение главы, где мы поговорим о проблемных сторонах родительского воспитания, здесь.
Эта глава войдёт в книгу "Мужчина — душа нараспашку!"