Почти все фильмы с участием Игоря Ильинского представляют собой шедевры жанра комедии. На мой взгляд, Ильинский — самый смешной советский комик, равного которому не было и близко. Его комизм особенно силён тем, что актёр все нелепости совершает с невиданной уверенностью в себе, колоссальной целеустремлённостью и совершенно серьёзным, даже вдохновенным лицом. Это как раз то, что называется «Слабоумие и отвага». Даже не отвага, а героизм слабоумия. В этом и заключена великая смеховая сила Ильинского как комика.

Один из лучших его фильмов — «Карнавальная ночь». Снят он в «золотой век» советского кинематографа — вторую половину 50-х. Пожалуй, это мой любимый новогодний фильм. Смотрю его с детства, и он не перестаёт нравиться. Именно как комедия. Самая любимая моя часть — это как Огурцов обходит репетицию концертных номеров. Посмотреть «Карнавальную ночь» в последние дни года — это для меня традиция.

Однако комедия — комедией, но если убрать смеховую составляющую, то всё не так радостно.

В доме культуры (по-видимому, какого-то крупного завода) организуется новогодний концерт. Несмотря на то, что у такого мероприятия должны по идее быть некие «художественные руководители», фактически рулит всем Лена Крылова. Вернее, формально-то рулит всем Огурцов, к нему мы ещё вернёмся. Лена отдаёт распоряжения, контролирует, оценивает. Кто она и почему занимается всем этим — мало понятно. Некая, как сейчас говорят, альфа-самка, которую все слушаются: от уборщицы и электромонтёра до хозяйственных служб и выступающих. Она и есть художенвенный руководитель? Хм, ну допустим.

За ней вприпрыжку бегает очень застенчивый (лоховатый) паренёк, Гриша Кольцов. Он тенью следует за ней, всё время пытается услужить и очень боится сказать, что влюблён. Лена всё понимает, конечно, но к парню относится снисходительно, если не сказать насмешливо. То есть демонстрируется форменный садомазохизм: парень сам себя френдзонит и вытирает плевки полунасмешек, а девица (положительная героиня!) хлещет его ими по щекам. Какой воспитательный смысл несут такие «отношения» - непонятно. Не забываем, что в советском доперестроечном кинематографе фильмы обязательно должны были воспитывать зрителя. И как это может воспитать? Чему научить? Унижаться перед женщиной, которая демонстрирует холодность? Или посмеиваться над человеком, который тебя любит и из-за излишней скромности не может признаться? Знаете, подленький какой-то посыл. Гаденький такой. Когда я смотрел этот фильм в детстве и подростковом возрасте, то не мог сформулировать, почему эта линия в фильме меня раздражает. Потом сформулировал.

Сторона фильма, связанная с Огурцовым, выше всяких похвал. Ильинский так сжился в роль идейного кретина, что лучше и не получилось бы. Обход репетиций — прост умора, особенно клоуны. Над этим я хохотал с раннего детства и хохочу сейчас.

Огурцов своими придирками блокирует проведение концерта. Он под разными предлогами снимает с показа все номера. Лена Крылова решает помешать ему. И не находит ничего умнее, как шантажом заставить ей помогать Гришу Кольцова. Под угрозой, что «разговор о личных делах не состоится». Грише уже давно было пора оставить надменную Лену наедине с её внутричерепными тараканами. Очевидно же, что она его не любит, он ей не нужен. Лена только тешит (или чешет?) об него своё самолюбие. К сожалению, Бирюкова тогда не было, подсказать было некому. Но после такого шантажа Грише следовало бы безо всяких Бирюковых исключить даму из своей жизни. Поведение Лены на протяжение всего фильма очень гадкое. Странно вообще получается. В одних фильмах одного и того же периода перед зрителем предстают уверенный в себе мужчина и скромная, деликатная женщина («Весна на Заречной улице»). В других — надменная, насмешливая шантажистка, которая жонглирует влюблённым в неё застенчивым пареньком и издевается над ним. Разве была не единая идеология, не единый образ «строителя коммунизма», «комсомольца»? Как комиссия пропустила такое? Разве то, что делает Лена — по-коммунистически? Это даже просто не по-человечески, а образ коммуниста предполагает вообще сверхчеловеческую мораль.

Во время концерта Огурцов отжигает эпичнейшим образом. Тем временем Гриша конферированием показывает, что он умеет-могёт. Лена меняет своё отношение к нему. Это очень распространённое явление среди непорядочных дамочек (конъюнктурщиц). Пока ты застенчивый ботан, женщины над тобой потешаются. Как только становишься видным человеком, получаешь статус в обществе или хотя бы как-то демонстрируешь вожаковость, нормальную самооценку — тем же самые тёти, которые вчера над тобой посмеивались, сегодня льстят и ищут встречи. Надо ли пояснять, что таких дамочек следует гнать от себя поганой метлой? Если бы им был нужен ты — они бы заинтересовались тобой с самого начала: ведь и после «преображения» ты-то остался тем же самым человеком, с тем же именем и фамилией. Но им нужен не ты, а то, что к тебе прилагается: деньги, известность, общественный статус. Так что Лена раз за разом показывает гнилость своей натуры. Что же это за советская героиня-то такая?

Кстати, представь, что авторы решили бы всё сделать наоборот: скромная, застенчивая девушка добивается ответа от парня, а тот играет с ней в кошки-мышки, отталкивает, насмехается и шантажирует? Был бы этот человек в советском фильме положительным героем? Выглядело бы это комедией? Не думаю, ох не думаю! Кстати, такая тема поднята в аниме «Форма голоса». Там глухая девушка влюблена в хулиганистого парня и у неё никак не получается признаться ему в своих чувствах. Парень вначале издевается над ней, а потом понимает низость своего поведения. И это совсем не комедия, даже ни капли. И главгерой там вовсе не образец для подражания. Не то чтобы это выглядело зеркалкой на взаимоотношения Лены и Гриши, но некая ассоциация возникает. Кстати, очень советую этот мульт. Необыкновенно добрый. 

В общем, «Карнавальная ночь», с одной стороны, очень весёлая, смешная комедия, пропитанная новогодним духом. За это всецело отвечает Игорь Ильинский в роли Огурцова и немного Сергей Филиппов. С другой стороны, в картину вплетена весьма неприятная «любовная» история с участием гниловатой героини. Впрочем, если не обращать внимания на «любовную» линию (благо, она не основная), фильм вполне можно смотреть и получать удовольствие.  


Комментарии

+5  Вячеслав 09.01.2020 15:08
Спасибо, за интересный анализ любимого фильма. Я и сам заметил, как очень часто, особенно в кинематографе, авторы любят смешать, что нибудь яркое и талантливое, с абсолютно мерзким. Пример: фильм "Мама Мия". На фоне шикарных декораций, с отличной хореографией, под потрясающие песни АВВА (с построчным переводом) развивается сюжет: Дочь прочла дневник Мамы и выяснила, что ее мать трахнулась за 1 неделю с тремя мужчинами, и теперь не знает от кого ее родила. Дочь вызвала предполагаемых папаш к себе на свадьбу, чтобы было кому вывести невесту к алтарю. Но это только начало абсурда! Каждый из трех папаш, так проникся своими отцовскими чувствами, что согласился быть для нее "отцом на треть". (интересно, это как?) А один, сразу сделал матери предложение руки и сердца, и тут же предстал перед алтарём. И вся эта мерзкая фантасмагория преподносится очень весело, ярко и талантливо. "Карнавальная ночь" тоже смешивает "несмешиваемое", но в более безобидной форме. Полностью согласен с Автором.

Недостаточно прав для комментирования

Вход на сайт

ВКонтакте